Меню
12+

Газета «Удомельская газета»

11.12.2020 09:34 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

План станции Троица, или С чего начиналась Удомля

Автор: Татьяна Петрова, краевед, г. Санкт-Петербург.

История появления поселка Удомля хорошо известна: она связана со строительством во второй половине XIX века Рыбинско-Бологовской железной дороги. Станция, которая расположилась примерно в километре от деревни Паношино, сначала получила название Троица, а затем, в 1904 году, стала называться Удомля.

В Российском государственном историческом архиве хранится «Альбом исполнительных чертежей по строительству и подвижному составу разных железных дорог» за 1896 год, где в разделе, посвященном Рыбинско-Бологовской железной дороге, собраны чертежи с изображением планов всех станций этой линии. На одном из них мы можем увидеть и станцию Троица такой, какой она была в самом начале своего появления.

В 1896 году Троица (Удомля) была маленькой железнодорожной станцией III класса. На плане обозначены все существующие на тот момент здания и сооружения.

В центральной части находились: двухэтажное пассажирское здание (вокзал) – тот самый, что стоял на станции до 2011 года; две пассажирские платформы – высокая и низкая; открытая товарная платформа и пакгаузы; рядом с пассажирскими платформами – водоемное здание и гидравлический кран. Путей на станции было 5, и на дальнем от вокзала пути размещались паровозный сарай и поворотный круг. Кроме того, на станции были ламповая, баня, здание служб, два жилых дома (один из них у пруда), а также помойная яма.

Неподалеку от нынешнего переезда на плане показаны жилой дом, казарма ремонтных рабочих и здания служб.

Все эти постройки принадлежали железной дороге и находились в пределах полосы отвода – 80 саженей, или 170,7 м, то есть приблизительно в границах существующих ныне улиц Пионерской и Ленина.

Таким образом, первыми жилыми домами станции Удомля были: сам вокзал (его второй этаж), дом рядом с вокзалом (на плане № 11), дом у пруда (на плане № 12) – все они в настоящее время не существуют, а также сохранившиеся до наших дней два дома у переезда (на плане № 13 и № 15).

Появление железной дороги совершенно изменило жизнь людей в этой местности. Железнодорожные станции стали новым центром притяжения, куда стекались товары, грузы, люди. И вот уже скоро станция Троица, постепенно разрастаясь в сторону старинной деревни Паношино, сольется с ней, превратившись в новый поселок Удомля, появятся новые дома и лавки торговцев, будут проложены новые дороги и улицы…

Но здесь, на этом плане 1896 года, все еще только начинается: это маленькая станция III класса с названием Троица.

От автора. Благодарю Крючкова А.Б. за финансовую помощь при расчетах с архивом за сканирование чертежа.

От редакции. План станции Троица, который нашла в Российском государственном историческом архиве краевед Татьяна Борисовна Петрова, занимающаяся изучением Удомельского края, она попросила отсканировать и выслала нам в редакцию вместе со своим материалом. 

Благодарим автора за неравнодушие и бережное отношение к своей малой Родине.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

119